Bishoujo Senshi Sailormoon is the property of Naoko Takeuchi, Kodanshi Comics, and Toei Animation.  


Леночка

Небольшие размышления о пользе штампов,

на примере фанфика “Никогда не говори никогда”

 

Выплеснуть данные мысли на “бумагу” меня побудило несколько причин; это и симпатия к творчеству Funny Valentine и Тай, и желание поделится давно возникшими идеями, и серия последних обновлений, где авторы претендуют на то, чтобы сломать поднадоевшие штампы для наших главных всеми любимых персонажей...

Слово штамп вызывает у нас скорее отрицательные, чем положительные эмоции. Сразу видится что-то банальное, набившее оскомину: навечно замёрзший Кунсайт, жертва изнасилования – Зойчик, Нефрит, не выходящий из алкогольного бреда... Б-р-р... Тут поневоле побежишь искать новые формы, чтобы хоть как-то разнообразить свой текст и их жизнь...

Но давайте попробуем взглянуть на проблему с другой стороны...

Надо признать, что в большинстве фанфиков мы ценим узнаваемость. Иначе они перестали бы быть нам интересны. Конечно, можно сделать оригинального Зойчика с длинными фиолетовыми волосами, заплетёнными в косу, и наделённого огромной физической силой, и будет это не Зой, а Нурико из “Фушиги”...

Вопрос в том, почему в произведениях одних авторов нам эти штампы нравятся, а произведениях других раздражают.

По моему глубокому убеждению, хороший фанфик нельзя создать, не пользуясь канонами, правилами и штампами. Да-да именно штампами, от которых расплывается рот в улыбке узнавания... Просто дело в том, умеет ли автор их правильно употреблять...

Возьмем для примера одну из моих любимых вещей на этом сайте – “Никогда, не говори никогда”. Редкое произведение, где события, основанные на глупейшем сериале СМ, получились, не просто достоверно-реальным, но и трагически-серьёзным, действительно серьёзным, как если бы это было на самом деле...

Вот замечательный пример того, как авторы умеют работать со штампами, превращая их в неповторимые особенности. Поясняю, по тексту, что мы имеем в начале: детский дом в российской глубинке, где возродился Джедик. У читателя начинают течь слюнки в предвкушении того, как этот бедный мальчик с “тонкой душой” проводит там своё время (благо подобных произведений масса) в общем, “хаслер” чудится тут же, ан нет, этот мальчик не то, что не похож на жертву изнасилования, но и сам “имеет, кого хочет”. Вполне закономерное появление “крутого спасителя” на шикарном “Вольво” (привет Тихе и Китиаре), читатель опять предвкушает стандартное развитие событий, простой и быстрый охмурёж малолетнего демонёнка более опытным и старшим по возрасту, но опять не тут то было... Нефрит не педофил!!! (просто диву даешься, куда фантазия авторов заводит), он отказывает! соблазнительному и строптивому земному мальчику (вау!) и ждёт, когда же всё-таки Джед вернётся в своё нормальное состояние... (вау-вау!)... и даже после этого они не спят вместе. Зато Нефрит хочет оградить Джедайта от слишком быстрого свидания с королевой (вау-вау-вау!)...

Я уже не говорю о том, что у “спасителя” оказывается (вполне ожидаемая по сценарию) подружка, но к изумлению публики это не истеричная дура, а вполне замечательная бизнес-леди, которая по ходу текста лично у меня вызывает сочувствие...

Ещё один штамп, неплохо обыгранный авторами – появление Кунсайта на Земле. Это достаточно сложная для описания ситуация, потому что адекватно представить Первого Лорда вне границ ТК не каждому удаётся. Обычно этот появление изображают либо как нечто очень крутое (а как же ещё, ведь Первый Лорд – гроза и мощь) или очень жалкое (показывая невозможность для Кунсайта приспособиться к миру людей). В данном фанфике, я встретила самое лучшее описание поведения Кунсайта на Земле. Более правдоподобного я не знаю (поделитесь, если кто нашёл что-нибудь интереснее). Ситуация представлена в несколько комичном виде, но нисколько не умаляющем достоинство Его Светлости. Он действительно настолько крут, что не в состоянии адекватно отреагировать на проявление симпатии со стороны довольно эффектной земной девушки, чем очень сильно веселит Нефрита, впрочем, не прекращающего соблюдать субординацию. Итак, и волки целы, и овцы сыты – показана и крутость Первого Лорда (момент узнавания), и его неумение переключиться на земные реалии (адекватно поданная ситуация)...

Размышляя над данной темой, я могу сказать, дело даже не в штампе, а в том, как и зачем его применили, а умение правильно и оригинально обыграть штамп, как ничто другое говорит о таланте автора. Любите штампы, пользуйтесь ими, создавайте собственные, и пусть это не лишит вас воображения ... J

 

Критика

Fanfiction

На основную страницу